«Технология
творческого самовыражения учащихся в условиях национальной школы в процессе
преподавания
русского языка и
литературы»
«Если ученик не научился в школе сам ничего
творить,
то и
в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать сами
приложение этих сведений»
Л. Н. Толстой
Современный
мир стремительно движется вперед, диктуя свои требования. Сегодняшнему обществу
нужен человек, самостоятельно критически и креативно подходящий к решению
проблем. Поэтому очень важно еще в школе начать развитие в ребенке творческих и
исследовательских способностей на всех этапах учебного процесса.
Я думаю, что
потенциальные способности есть у каждого ребенка, и наша задача, как педагогов,
- создать условия для творческой деятельности учащихся, для эмоционального
проживания процесса рождения идеи, создание замысла, деятельностного
сотрудничества, осознание успеха.
Ведущая идея моей педагогической деятельности
заключается в формировании информационно-коммуникативных компетентностей
ученика на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Цель – создать на уроках и во
внеурочной деятельности условия для развития творческих способностей и
самореализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения и
воспитания.
При этом
решаются следующие задачи:
·
поддержание и развитие интереса к предмету;
·
привитие навыков исследовательской работы;
·
обучение основам самообразования, работе со
справочной и научной литературой, с современными источниками информации;
Их решение
позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным как для ребенка,
так и для учителя.
Методы обучения:
·
использование технологий развивающего обучения,
ориентация в обучении и воспитании на развитие личности, выстраивание
проблемных ситуаций и творческих задач, обучение школьников самооцениванию;
·
организация творческой проектной деятельности
детей.
Формы организации творческой
деятельности учащихся:
- урок-защита
проекта;
-
урок-исследование;
- творческая
мастерская «Мой театр»;
- групповая
работа над созданием коллажей и его последующая защита;
- урок
творчества;
- урок-игра.
Таким образом,
реализуя свою методическую работу, успешно создаю развивающее пространство с
целью формирования творческой самостоятельности школьников, создавая условия
для творчества в учебной и внеурочной жизни класса, для расширения творческой и
социокультурной деятельности ребят.
Современная
школа диктует свои требования, кроме того, что учитель должен давать знания
ученику, он еще должен развивать творческие способности ребенка. Даже трудный
материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке
использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты,
вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно
влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету,
способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Огромную роль
в развитии творческой самостоятельности, интеллекта, эстетического вкуса играют
уроки литературы. Это огромная возможность для учащихся расширить свой кругозор
не только в области литературы, но и истории, живописи, музыки, языкознания.
Для этого провожу интегрированные уроки с использованием ИКТ, которые дают
возможность всесторонне осветить вопрос, оставить в памяти ребенка как можно
больше полезной информации. Учащийся на моих уроках не просто соглядатай, а
исследователь, писатель, художник. Моя роль, как учителя, состоит в направлении
ребенка, сотворчестве, соработе, сописательстве.
Школа, в
которой я работаю, небольшая. В классах в основном по 10-12 человек. У каждого
из них свои особенности, каждый имеет свои возможности, поэтому в каждом классе
я использую свои методы работы. Так, в 10 классе в течение года проходят уроки
– проекты. Творческая группа совместно с учителем выбирает тему урока-проекта,
ставит перед собой цель, задачи, этапы работы, распределяет обязанности между
учениками, подбирает материал. Учитель при подготовке такого урока выступает в
роли консультанта, направляющего. Одним из примеров такого урока стал
урок-проект по литературе «Мысль семейная Л. Н. Толстого».
Подобные уроки
помогают повысить познавательный интерес учащихся, дают возможность раскрыть
свой потенциал. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа
над проектами по актуальной теме. Так, последние несколько лет мои учащиеся
успешно принимают участие в районном фестивале исследовательских проектов со
следующими работами: «Сравнительный анализ идиоматических выражений русского,
чувашского, английского языков», «Нарушение литературной нормы в текстах
современных песен», «Типичные ошибки в текстах рекламных объявлений города
Канаш и Канашского района».
Одним из любимых
видов уроков для учащихся являются также уроки-заочные экскурсии по
литературным музеям». Примером такого урока могут стать: урок-заочная экскурсия
по Государственному музею-заповеднику Болдино при изучении жизни и творчества
А. С. Пушкина, заочная экскурсия по дому-музею А. М. Горького в Нижнем
Новгороде.
Огромный
интерес к предмету вызывают у учащихся среднего звена нестандартные уроки,
например, после изучения повести М. Пришвина «Кладовая солнца» класс был
разделен на несколько творческих групп, им предлагалось составить коллаж к
произведению. Каждая группа справилась с заданием по-своему, после чего члены
группы защищали свои проекты.
Вот уже второй
год подряд в 5-6 классах использую на уроках русского языка прием
лингвистической сказки, что дает мне
возможность преподнести новый теоретический материал в интересной для
детей форме. В качестве домашней работы ребята часто получают задание самим
придумать лингвистическую сказку на изученную тему и по желанию нарисовать
картину к ней. Я думаю, в будущем метод
работы принесет положительные результаты, особенно при сдаче ГИА, когда ребенку
предстоит написать сочинение на лингвистическую тему.
Во внеклассной
работе большие возможности для повышения интереса к предмету, реализации
потенциала личности дает участие в сетевых проектах. Сетевой проект – это
проект, реализующийся в сети Интернет. Так, 3 учащихся 7 класса в 2010 году были удостоены Дипломов
победителей в Интернет-конкурсе «Салют
Победы!», сертификат участника Всероссийского конкурса «Учитель нашей новой
школы» получила ученица 8 класса в 2011 году, 2 учащихся 9, 11 классов стали
участниками Республиканской дистанционной олимпиады.
Классные часы
проходят также в различных формах: экскурсии, круглые столы, диспуты, тренинги,
встречи с интересными людьми.
В рамках
Недели русского языка и литературы, Дня славянской письменности проводятся
общешкольные мероприятия: фестивали, театрализованные мероприятия, брейн-ринги,
конкурсы, викторины.
Считаю, что
такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к
учебно-познавательной деятельности, способствует развитию творческих
способностей. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию тех
качеств личности, которые востребованы в современном мире.
Данный
педагогический опыт был представлен:
1 . на
республиканском фестивале методических идей учителей русского языка и
литературы «открытый урок» (май 2011
г.);
2. на
республиканской конференции учителей русского языка и литературы в рамках
300-летия М. В. Ломоносова (март 2011
г.);
3. на
республиканском конкурсе инновационных компьютерных технологий (октябрь 2011 г.);
4. на районной
августовской конференции учителей русского языка и литературы с творческим
отчетом (август 2010 г.).
Материал методической системы опубликован: