Приветствую Вас, Гость
      

Тема урока: «НЕ с глаголами»

Цели урока: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с глаголами; сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность; закрепить основные сведения о глаголе как части речи; совершенствовать навыки устной речи; 

Оборудование: презентация, карточки, мультимедиа проектор

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос.

- Какие части речи называются самостоятельными, служебными? Чем они отличаются друг от друга?

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное?

- Что такое глагол? Каким членом предложения он чаще всего бывает? Приведите примеры глаголов.

- Как изменяется глагол?

      4. - Найдите «третье лишнее» слово, выпишите его, обоснуйте свой ответ.

        Горе, горный, гора;

        Вода, провод, водный;

        Коса, коснуться, косилка.

 

5.  -Я предлагаю вам прослушать небольшое шуточное стихотворение

Как поссорился ГЛАГОЛ с частицей НЕ

 

В королевстве жил Глагол,

Целый день играл в футбол,

Бегал, прыгал, мяч гонял,

Никогда не отдыхал.

 

По соседству НЕ жила,

В гости все его звала.

Все Глаголу недосуг,

А частице нужен друг.

 

И решилась, наконец –

Прикатила во дворец.

Слуги у ворот стоят

И частице не велят

 

Заходить без спроса в дом,

Но частица напролом

Мимо стражи в ворота –

Поднялась вдруг суета.

 

Все кричат, с копьем бегут!

Вот глагол выходит тут.

 - принесла тебе добра,

А вы заняты с утра!

 

Посидим, поговорим,

Чай попьём и торт съедим.

Мне ты нравишься, сосед.

Без тебя мне счастья нет.

 

У глагола – ну, дела! –

Закружилась голова.

И созвали всех родных.

Пир горой идет у них!

 

Ломятся от яств столы,

От гостей трещат полы.

Веселились, пели, ели –

Чуть со стульев не слетели!

 

Так объелись, что глаза

Закатились к небесам.

Всех частица угощала

И Глаголу предлагала

 

Свою дружбу, чтоб ни встать

Он не мог, ни побежать.

Без движенья он лежит,

Как осенний лист, дрожит.

 

- ОХ! Такая дружба с НЕ

Не по силам будет мне!

 

Нет, уж как-нибудь один –

Сам себе я господин!

Не ужиться мне с тобой,

Уходи-ка ты домой!

 

Если с НЕ Глагол сольется,

Все бедою обернется.

Действие – вот признак мой!-

Не меняю на покой!

 

Указал на дверь Глагол

И, довольный, спать пошел.

 

С той поры Глагол чудной

Оббегает стороной

НЕ – частицу неспроста!

Между ними пустота.

 

(Чтение стихотворения сопровождается показом презентации)

- Понравилось вам стихотворение? Можно ли его назвать лингвистическим? По каким признакам?

- Как живет глагол с частицей не? Правильно, глагол так же, как и в нашем стихотворении, с частицей не не дружит. Поэтому и пишется глаголы с частицей не всегда раздельно. Но в русском языке всегда есть исключения из правил. Глагол с частицей не пишется слитно только в тех случаях, когда без не не употребляется.

 

Запишите, пожалуйста, себе в словарики эти слова-исключения:

          ненавидеть, недоумевать, неволить, негодовать, нездоровится

6. На доске записаны глаголы с не- в следующем виде:

(не) знать, (не) мочь, (не) навидеть, (не) годовать, (не) горевать.

Учащиеся должны раскрыть скобки и выбрать правильное написание.

7. Записать пословицы, объяснить написание не с глаголами

Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Где не было начала, не будет и конца. Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Лентяю все неможется да нездоровится. Дважды в год лета не бывает. Дело лени не любит. Без труда не проживешь.

8. Подводятся итоги. Домашнее задание – индивидуальные карточки