Тема урока: «НЕ с глаголами»
Цели урока: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с глаголами; сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность; закрепить основные сведения о глаголе как части речи; совершенствовать навыки устной речи;
Оборудование: презентация, карточки, мультимедиа проектор
Ход урока
- Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
- Какие части речи называются самостоятельными, служебными? Чем они отличаются друг от друга?
- Что такое имя существительное? Имя прилагательное?
- Что такое глагол? Каким членом предложения он чаще всего бывает? Приведите примеры глаголов.
- Как изменяется глагол?
4. - Найдите «третье лишнее» слово, выпишите его, обоснуйте свой ответ.
Горе, горный, гора;
Вода, провод, водный;
Коса, коснуться, косилка.
5. -Я предлагаю вам прослушать небольшое шуточное стихотворение
Как поссорился ГЛАГОЛ с частицей НЕ
В королевстве жил Глагол,
Целый день играл в футбол,
Бегал, прыгал, мяч гонял,
Никогда не отдыхал.
По соседству НЕ жила,
В гости все его звала.
Все Глаголу недосуг,
А частице нужен друг.
И решилась, наконец –
Прикатила во дворец.
Слуги у ворот стоят
И частице не велят
Заходить без спроса в дом,
Но частица напролом
Мимо стражи в ворота –
Поднялась вдруг суета.
Все кричат, с копьем бегут!
Вот глагол выходит тут.
- принесла тебе добра,
А вы заняты с утра!
Посидим, поговорим,
Чай попьём и торт съедим.
Мне ты нравишься, сосед.
Без тебя мне счастья нет.
У глагола – ну, дела! –
Закружилась голова.
И созвали всех родных.
Пир горой идет у них!
Ломятся от яств столы,
От гостей трещат полы.
Веселились, пели, ели –
Чуть со стульев не слетели!
Так объелись, что глаза
Закатились к небесам.
Всех частица угощала
И Глаголу предлагала
Свою дружбу, чтоб ни встать
Он не мог, ни побежать.
Без движенья он лежит,
Как осенний лист, дрожит.
- ОХ! Такая дружба с НЕ
Не по силам будет мне!
Нет, уж как-нибудь один –
Сам себе я господин!
Не ужиться мне с тобой,
Уходи-ка ты домой!
Если с НЕ Глагол сольется,
Все бедою обернется.
Действие – вот признак мой!-
Не меняю на покой!
Указал на дверь Глагол
И, довольный, спать пошел.
С той поры Глагол чудной
Оббегает стороной
НЕ – частицу неспроста!
Между ними пустота.
(Чтение стихотворения сопровождается показом презентации)
- Понравилось вам стихотворение? Можно ли его назвать лингвистическим? По каким признакам?
- Как живет глагол с частицей не? Правильно, глагол так же, как и в нашем стихотворении, с частицей не не дружит. Поэтому и пишется глаголы с частицей не всегда раздельно. Но в русском языке всегда есть исключения из правил. Глагол с частицей не пишется слитно только в тех случаях, когда без не не употребляется.
Запишите, пожалуйста, себе в словарики эти слова-исключения:
ненавидеть, недоумевать, неволить, негодовать, нездоровится
6. На доске записаны глаголы с не- в следующем виде:
(не) знать, (не) мочь, (не) навидеть, (не) годовать, (не) горевать.
Учащиеся должны раскрыть скобки и выбрать правильное написание.
7. Записать пословицы, объяснить написание не с глаголами
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Где не было начала, не будет и конца. Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Лентяю все неможется да нездоровится. Дважды в год лета не бывает. Дело лени не любит. Без труда не проживешь.
8. Подводятся итоги. Домашнее задание – индивидуальные карточки